Технологии сделали изучение языков проще и доступнее. Онлайн-платформы, мобильные приложения и мессенджеры помогают эффективно учиться в любое время и в любом месте. В статье рассказывается о преимуществах и недостатках цифрового обучения языкам.
Ещё несколько десятилетий назад изучение иностранного языка требовало значительных усилий: нужно было посещать офлайн-курсы, заниматься с репетитором, перелистывать громоздкие словари в поисках нужного слова и часами сидеть за учебниками. Сегодня всё стало проще — достаточно смартфона,доступа к интернету и желания учиться. Это так же просто, как заказать еду или отправить сообщение в мессенджере.
Современные технологии сделали языковое обучение доступным практически каждому. По прогнозам Business Research Insights, к 2031 году рынок цифрового языкового обучения вырастет на 23,55%. Основные причины — удобство, низкая стоимость и простота доступа.
Возьмём, к примеру, геймифицированную платформу Duolingo, которой ежедневно пользуются десятки миллионов человек по всему миру. Приложение сочетает короткие увлекательные уроки и игровые элементы, благодаря которым пользователь одновременно развивает навыки чтения, письма и аудирования. Недавно в Duo появилась новая функция: возможность попрактиковаться в общении с персонажем Лилли через видеозвонок. Это сделало занятия еще более персонализированными. Платформа охватывает десятки языков, включая не только популярные, такие как английский, французский или китайский, но и менее распространённые — навахо или эсперанто. Регулярные напоминания от приложения помогают пользователю не забывать о занятиях, а задания подбираются в зависимости от уровня знаний.Благодаря этому Duo подходит как для новичков, так и для продвинутых пользователей.
Локдаун, вызванный пандемией COVID-19, стал катализатором роста цифрового образования. Платформы, такие как Zoom, Edmodo и Microsoft Teams, активно использовались в школьном и университетском обучении. Там, где проводить занятия полностью в онлайн-режиме было невозможно, учителя применяли мессенджеры для проверки домашних заданий и общения с учащимися.
К примеру, я люблю отправлять своим ученикам ссылки на широкий спектр учебных материалов: от мультфильмов и документальных фильмов до подкастов, YouTube-роликов, статей и публикаций в соцсетях. Интересно, но такой подход показывает положительные результаты. Во-первых, многие мои подопечные привыкли к другой раскладке клавиатуры и освоили правильное написание слов. Во-вторых, нынешняя молодёжь чаще смотрит фильмы и слушает музыку на смартфоне, чем читает с бумажных носителей. Поэтому чаще всего они действительно смотрели и слушали то, что я им присылала.
Исследования эффективности WhatsApp в обучении языкам показали, что учащиеся лучше развивали навык письма через чаты, чем при традиционных записях в тетради. Так, в статье, опубликованной в ELS Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, сказано, что группы по изучению английского языка в WhatsApp предоставляют пространство для практики естественного языка, особенно в письменном общении, позволяют учащимся изучать и практиковать английский язык за пределами аудитории и мотивируют их учиться друг у друга.
Тем не менее, у технологий есть свои нюансы. Например, приложения с элементами геймификации, такие как Memrise, помогают выучить новые слова, но недостаточно эффективны для глубокого изучения грамматики. Онлайн-курсы на платформах Coursera или edX предлагают структурированные программы, но требуют высокой самодисциплины. Виртуальная реальность пока остаётся дорогостоящей и недоступной для массового пользователя. А мессенджеры не подходят для проверки знаний учащихся – высок риск того, что они подсмотрят верные ответы в интернете.
Таким образом, технологии обладают рядом преимуществ:
- Доступность и удобство. Сегодня для начала обучения достаточно смартфона и доступа к интернету. Больше не нужно покупать громоздкие словари или носить с собой тяжелые учебники — вся информация всегда под рукой.
- Экономичность. Многие цифровые инструменты, такие как мобильные приложения и онлайн-курсы, обходятся дешевле, чем традиционные занятия с преподавателем. Некоторые из них и вовсе предоставляют базовые функции бесплатно, что открывает новые возможности для тех,кто ограничен в средствах.
- Персонализация. Современные платформы могут подстраиваться под уровень знаний, индивидуальные цели и даже темп обучения каждого пользователя. Это позволяет максимально эффективно использовать время занятий и добиваться результата.
- Разнообразие материалов. Фильмы, подкасты, игры, статьи и даже публикации в социальных сетях помогают сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Каждый может выбрать тот формат, который ему наиболее близок.
- Гибкость. Благодаря цифровым инструментам учиться можно в удобное время и из любой точки мира. Неважно, находитесь ли вы дома, в кафе илив другой стране — занятия всегда остаются доступными.
Однако не обошлось и без недостатков:
- Проблемы с доступом к инфраструктуре. Большинство мобильных приложений и онлайн-платформ требуют стабильного подключения к интернету, что делает их зависимыми от качества мобильной связи. В ряде регионов, особенно удалённых или слаборазвитых, эта инфраструктура работает с перебоями, что затрудняет обучение.
- Самодисциплина. Отсутствие регулярного контроля со стороны преподавателя может стать препятствием, особенно для учащихся школьного возраста, которым сложно организовать себя и следовать расписанию без посторонней помощи
- Риски контроля знаний. При использовании мессенджеров или онлайн-тестов велика вероятность, что учащиеся будут искать правильные ответы в интернете, что снижает эффективность оценки их реальных знаний и навыков.
- Стоимость новых технологий. Виртуальная реальность, хоть и представляет собой перспективное направление в языковом обучении,остаётся недоступной для массового пользователя. Высокая стоимость оборудования, сложность настройки и ограниченное количество приложений делают этот инструмент малодоступным.
Так могут ли технологии заменить преподавателей? Скорее нет. Учитель способен объяснить сложные темы и мотивировать так, как это не под силу ни одному приложению. Однако технологии становятся мощным инструментом, дополняющим классические методы обучения. Например, преподаватели используют цифровые платформы для индивидуальных заданий или мониторинга прогресса учеников. Также можно разнообразить занятия,позволив учащимся пользоваться мобильными приложениями. К примеру, через Mondly VR смоделировать ситуацию, когда студент должен «посетить» ресторан, сделать заказ и поговорить с виртуальным официантом. Это поможет им преодолеть языковой барьер, а вы сможете подсказать, как лучше формулировать мысль.
В регионах с нехваткой педагогов технологии играют ключевую роль. По данным ЮНЕСКО, к 2030 году миру потребуется более 68 миллионов дополнительных учителей, особенно в странах Африки к югу от Сахары. Для детей, лишённых традиционного образования, цифровые инструменты остаются единственным способом получить знания.
Кроме того, мобильное обучение помогает людям с физическими или психоэмоциональными особенностями, которым сложно посещать учебные заведения или находиться в больших группах.Технологии открывают перед нами новые возможности. Они делают изучение языков удобным, доступным и увлекательным.
Автор статьи: Елизавета Струкова.
Список использованной литературы
- Business research insights: https://www.businessresearchinsights.com/market-reports/digital-language-learning-market-103022
- ELS Journal on interdisciplinary studies in humanities. https://journal.unhas.ac.id/index.php/jish/article/view/6419
- Организация Объединённых Наций. https://news.un.org/ru/story/2016/10/1292921