М.Ю. Лермонтов написал поэму «Мцыри» в 1839 году. Произошло это незадолго до его смерти. Всю жизнь он занимался поиском идеала. Это отразилось и в творчестве.
Он не способен был со смирением относиться к пошлости и бездушности современности, которая безжалостно калечила души людей. Наверное, именно потому и выбрал он в качестве излюбленного направления романтизм, и это во многом определило суть Мцыри, ведь биография Лермонтова тоже была довольно непростой.
В чем романтизм поэмы
Произведение в этом стиле всегда предполагает описание конфликтной ситуации между главным героем и окружающей средой, с которой тот враждует. Герой исключительно благодаря своим качествам всеми силами пытается вырваться их этого окружения, стремиться к другому существованию, которую можно назвать настоящей жизнью. Он понимает это стремление как испытание, которое насыщено эмоциями. В этой жизни, к которой герой так стремится, всё зависит только от его душевных качеств, там есть место любви и настоящей дружбе.
Место, где происходят действия, всегда описывается красочно, происходит упоительное соединение с природой. Это всё находит отзвук в романтическом настрое героя, его душе. Такая жизнь бывает очень яркой, но она слишком коротка. Гибель героя происходит непонятно, жестоко. Романтический конфликт, который описывается, как правило, заканчивается трагедией, другого разрешения просто не может быть в принципе.
Поэма «Мцыри» создана именно согласно всем канонам классического произведения в стиле романтизма.
Кто главные герои поэмы
Главным героем поэмы выступает молодой человек с Кавказа. С младых лет он попадает в плен. Проживая в монастыре, он имеет единственную участь — стать послушником. И кажется, что ничего не может измениться, но герой не может с этим смириться, его душа стремится к другой жизни.
Романтизм прослеживается и в описании внешности юноши. Он высокий, худощавый, физически слабый. Но дух его довольно силён. Он проявляется в те несколько дней, когда Мцыри вырвался на свободу, подальше от привычного места существования. Монастырь в произведении является олицетворением современного мира — глупого, душного и жестокого. Он делает всё для того, чтобы люди отказались от всего человечного. А главное – попирает свободу человека, которая является, по мнению автора, главной человеческой ценностью. Эту мысль он вложил в главного героя.
Сюжет и кульминация
Теперь в анализе Мцыри рассмотрим кульминацию. Она показана в процессе главной битвы героя со зверем. Причем этот кульминационный момент — не просто развитие сюжета. Во время битвы герой показывает высоту своего характера. Он достойно проявил себя, использовал свои возможности. Мцыри показал не только свои физические данные: силу, быстроту реакции, но и высокие моральные устои, такие как сила воли и находчивость, огромное стремление победить.
Но с победой главный герой явно понимает, что это были самые лучшие мгновенья в его жизни. Поэтому в словах Мцыри сквозит непреодолимая горечь. Она пронизывает всё произведение. Горечь обусловлена пониманием того, что монастырь вызывает привыкание. Жизнь в его пределах делает человека неспособным к другой жизни, неприспособленным к полноценному существованию. Это ярко показывает сцена с прекрасной грузинкой.
Когда Мцыри встретил девушку, он был очень очарован. Но после её исчезновения за дверью, он вдруг очень отчётливо осознал, насколько он чужд этому миру. Это понимание вызывает у него невыносимую тоску.
Герой имеет своей целью вернуться на свою родину. Но при этом становится понятно, насколько несбыточна эта мечта. Юноша, выросший в ограниченном мире, не знает, что такое настоящая, реальная жизнь. Кроме того, он очень слабый, чтобы продолжать путешествие к своей цели. Он вынужден невольно вернуться ближе к тому месту, в котором научился существовать.
В конце юноша настолько ослаб и изнеможен от голода, что ему начинает чудиться песня рыбки из реки. Её песня созвучна с его внутренним голосом, который как бы нашёптывает ему вернуться туда, где покой, тишина, прохлада. То есть в монастырь. Так никто его не тронет. Всё ведёт к тому, чтобы он не смог себя реализовать, раскрыть свои душевные порывы, оставшись сытым и защищённым в этом ограниченном мире.
Финал тем не менее трагичен. Юноша всё равно выбрал другую участь. Он просит старика-монаха об исполнении последней воли: положить его во двор монастыря, где ему будет видна родная сторона. Он желает умереть с ощущением того, что родные его поддерживают, с воспоминаниями о мгновеньях той недолгой свободы, в которых Мцыри перевернул свою жизнь, своё представление о мире.
Существует явная уверенность в смерти главного героя. Причиной тому служит жизнь в монастыре, которая лишила его сил и умения жить. Эту позицию явно поддерживает и автор. Он, кажется, сам не верил, что существует оптимистическое решение проблемы. В окружающем мире Лермонтов не смог увидеть позитивного примера развития событий.